Домбай - горная территория в Карачаево-Черкессии, в бассейне реки Кубань на Северном Кавказе.

Отсюда по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 60 км до побережья Черного моря.

 Географическое положение Домбая: около 43° северной широты.

        Это уникальный, самый красивый горный курорт России. Поселок Домбай находится на территории Тебердинского заповедника, на высоте 1600 м над уровнем моря. Благодаря красоте снежных вершин, могучим лесам, чистому воздуху и минеральным источникам, Домбай стал одним из привлекательнейших мест для зимнего отдыха в России.
       Южная граница Домбая - Главный Кавказский хребет. Высшая точка - вершина Домбай-Ульген, высотой 4040 м.

    Соединение трех главных ущелий Домбая - Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена - образует естественный центр территории – живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1600 м над уровнем моря.

    По четвертому, расположенному севернее, крупному ущелью Гоначхир проходит через Клухорский перевал древний торговый путь, ведущий от степей и предгорий Северного Кавказа в черноморскую Абхазию.

       Горнолыжный курорт Домбай имеет около 20 км подготовленных горнолыжных трасс и комплекс горнолыжных подъемников.

    Маятниковая канатная дорога, 5 кресельных канатных дорог (одна из которых "югославская"), бугельные подъемники.

     Спуск с горы Мусса-Ачитара начинается с высоты 3002 м. Перепад высот составляет около 500 м. Мягкий климат, обилие солнца, умеренная влажность и замечательная природа создали Домбаю заслуженную славу прекрасного горного курорта. Голубые ледники и яркие ковры субальпийских лугов, пенные водопады и бирюза озер, причудливые скалы и звонкие ручьи создают неповторимый облик этого уголка нашей огромной страны.

Сезон: середина декабря - начало апреля.
Высота горы: 3005 метров.
Перепад высот: 1400 метров.
Трассы/подъемники: Катание разнообразное, но все таки не "черное". Ратраки (их 2 - причем второй подарен Домбаю в избирательную компанию 1999 года Березовским) обычно разравнивают трассы не очень регулярно, но все же 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. Вдоль 5-й делают трассу шириной в 4 ратрака, вдоль 4-й - в 1-2 ратрака.

№ очереди Высота, м Протяженность, м Время в пути, мин
1 1600-1700 860 8
2 1700-1800 581 6,5
3 1700-2260 1142 14
4 2260-2500 1502 12,2
5 2500-3002 1700 17
Югославка 2550-2980 1800 17
Швабры 2510-2600 200 4
Вагончик (МКД) 1600-2260 1770 7,7

 

 

                       Заснеживание: отсутствует.
                       Освещение: отсутствует.
                       Безопасность: на горнолыжных склонах работает хорошо оснащенная служба спасателей.
   Внетрассовое катание: дословно фрирайд переводится как свободное катание по всем типам склонов. В Домбае, одном из самых красивейших мест Северного Кавказа, очень много заснеженных склонов, идеально подходящих для фрирайда. При этом, чтобы добраться до места спуска совсем не обязательно иметь вертолет, достаточно иметь желание, лавинное снаряжение и опытных гидов.
                      Питание: у станций канатных дорог расположено множество кафе.
                      Прокат: существует большое количество частных прокатов как стандартного горнолыжного снаряжения, так и VIP (взрослый и детский). Здесь же действуют камеры хранения и сушилки.
                     Обучение: от инструкторов по горным лыжам, сноуборду, параплану, heli-ski приходится буквально отбиваться. Можно зарание заказать инструктора которые проводят работу как с детьми, так и со взрослыми. А также выступают проводниками при катании по неизвестным склонам.
                     Транспорт: все гостинцы расположены в районе 100 метров от маятниковой дороги и от первой очереди парнокресельного подъемника.

             На курорте действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, маятниково-канатная дорога, сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара (3012 м) можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить запросы как опытных, так и начинающих горнолыжников.

                Подъемники (в рублях, горнолыжники/туристы)

                Кресельная канатная дорога: 1-я очередь (1636-1751 м) — 100 руб.,

                3-я очередь (1719-2266 м) — 100 руб.,

                4-я очередь (2266-2500 м)— 100 руб.,

                5-я очередь (2500-3002 м) — 100 руб.,

               "Югославка" (2550-2980 м) – 100 руб.,

               Скидка для детей до 12 лет — 50%.

               Маятниковая канатная дорога (1630-2266 м): один подъем - 200 для взрослых, 100 - для детей до 10 лет.

               Абонемент на гондолу: гондола (1590-2270 метров) – 200 руб., шестикреселка (2270-3035 метров) – 200 руб..

 

          Новая канатная дорога будет построена в популярном горнолыжном курортном комплексе Домбай. Об этом сообщили в аппарате правительства Карачаево-Черкесии.

         Дорога продлит уже существующие домбайские воздушные трассы до вершины горы Мусса-Ачитара на высоту 3200 м над уровнем моря.

Домбай обрамляют вековые ледники Главного Кавказского хребта. В отличие от равнинных долин, снега на верхних этажах Муссы-Ачитара начинают таять не весной, а лишь c установлением южного летнего зноя. Потому прокладываемая сюда канатная дорога - сюрприз для любителей горнолыжного спорта. С ее пуском кататься на лыжах здесь можно будет на два месяца дольше.

           С вершины горы Мусса-Ачитара открывается замечательная панорама Главного Кавказского хребта. От далекой Гвандры на востоке до Кaра-Кая на западе, хорошо просматриваются вершины, окружающие Домбайскую поляну, виден Эльбрус. Главный Кавказский хребет здесь - непрерывная зубчатая стена. Он расчленен широкими седловинами на отдельные массивы с вершинами: Малый Домбай-Ульген (3800 м.), Домбай-Ульген (4046 м). Расположенный левее Чучхурский перевал соединяет массив Домбай-Ульген с горой Мусса-Ачитара. Река Чучхур, питающаяся от 3 ледников (самый крупный Чучхурский), спадает с него чрезвычайно красивым, могучим водопадом.

           Далее прямо перед нами возвышается пик Ине (игла). Его высота - 3455 м. За этим пиком виден сложный рельеф многовершинного массива Джугутурлючат (3896 м). В переводе его название означает - «место обитания туров» или «турово пастбище». С массива спадает ледник Джугутурлучат, а также небольшой водопад, такой близкий и одновременно далекий. Далее виден огромный трехвершинный массив Аманауза (3757 м). От Аксаута виден снежный купол вершины Суфруджу (3600 м.) К северу от неё отходит короткий отрог, переходящий в скальный массив, увенчанный вершиной в виде черного рога, известный под названием Зуба Суфруджу (3600 м). Над Домбайской поляной доминирует красавица Белалакая - эффектная вершина с белым поясом по центру (там выступают кварцевые отложения), название которой происходит от слов "бели" - пояс, "ала" - пестрый, яркий и "кая" - скала; в переводе "Скала с белыми (яркими) полосами". Эта гора своеобразный символ Домбая. Затем виден пик Кап (3400 м), черная башня Алибек-баши (3782 м.) и вершина Эрцог (3867 м). Замыкает Домбайскую поляну с запада гора Сулахат (3439 м.), напоминающая своим контуром лежащую женщину. С севера на востоке Домбайская поляна ограничена массивом Семенов-Баши, вершина высотой 3608 м., а западе - массивом Мусса-Ачитара. В подкове вершин Джаловчат, Эрцог, Алибек-Баши и пика Кап расположен ледник Алибек - самый большой в районе Домбая. Его протяженность - более 4 км, площадь - 9,75 кв.км. Водораздельный хребет пересекают несколько горных перевалов: Птышский, Суфруджинский, Аманаузкий и др. Они труднопроходимы, лежат выше 3-3,5 тысяч метров над уровнем моря. Исключение составляет легкопреодолимый Клухорский перевал.

 

             Маятниковоая Канатная Дорога (1630-2260 метров). Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2260 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути — 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, недалеко от гостиницы «ММЦ Горные Вершины».

             «Гондольная дорога» (1590-2270-3035 метров). В начале июля 2004 года было начато строительство дороги. В 2007 году, 16 декабря, состоялась сдача объекта в эксплуатацию. Первая станция стоит рядом с недостроеной гостиницей «Аманауз» и поднимает лыжников на высоту 2270 м. (рядом со второй станцией МКД), далее, на шестикресельной канатке поднимает на высоту 3035 метров (выше пятой станции ККД).

 

             «Лягушатник». Внизу, непосредственно рядом с гостиницей «Крокус» — бугельный подъемник, склон для новичков 300 м.

— Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ — функции чисто транспортные, поскольку на этом участке можно кататься только в очень снежную зиму, или для самостоятельного (минуя канатки) возврата на Домбайскую поляну из зоны горнолыжного катания ( 4-я и 5-я канатки) — здесь долгий пологий спуск по узкой тропинке в лесу.

— Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Мусcа.

— Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги.

Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. — уровень гостиницы Пик Ине) — нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй — плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания.

— Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги — ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров — поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, которую регулярно обрабатывают ратраками, а в снежную зиму и вне трассы, но это рискованно — камни. В 1999 году вдоль и поперек четвертой креселки горнолыжники катали уже с середины ноября, а в 2000 г. только в конце зимы. Длина трассы здесь около 1 км.

В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель — прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака.

— Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусcы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 — 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона.

Осенью 2002 года на станцию завезли дизель — резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих — штатно и безопасно.

— «Югославская» (2550-2980 метров) — в начале 2000 года была восстановлена еще одна очередь парнокресельного подъемника, так называемая «Югославская». Сама она Итальянская, но строил ее Югославский подрядчик. Как только 1996 году начались война в Югославии бригада уехала на родину. Практически сразу после этого законсервирована. Позже местная администрация нашла средства для профилактики и запуска собственными силами.

Стартует она метрах в 400 слева от «тусовочной» поляны на Муccе — чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Здесь в начале зимы 2002 г. поставили небольшое кафе. Ведет «Югославка» на то же самое плечо г. Мусcа, что и 5-я очередь. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы. Финишная станция этого подъемника — в 20 метрах ниже конечной станции 5-й креселки.

В отличие от обитых деревом обычных кресел остальных канаток, кресла этой канатки более современные — пластмассовые, покрыты спец материалом, аккумулирующим солнечное тепло, так что садиться на эти кресла приятнее. Только будьте все же осторожнее при посадке — может дать по затылку опускающимся блокиратором-поручнем — такая штанга, страхующая Вас при поездке.

— 3 бугельных подъемника около 100 м каждый, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 — «лягушатник». В этом «лягушатнике» обычно катание возможно с середины ноября — начала декабря. В 2002 году — с начала декабря.

— «Швабры» — С поляны «тусовок» под Мусcой остро вверх уходит еще один подъемник — «швабры» — длиной около 300 м. Финиширует он примерно посередине «Югославки» — метров на 200-300 ниже промежуточной станции «Югославки». Вдоль «швабр» обычно не катаются — слишком каменисто.Этот подъемник используют в основном для траверса к «Югославке»: вверх «швабрами» и дальше — по трассе влево под «Югославкой» к ее старту.

 

назад главная страница

Хостинг от uCoz