Домбай - горная территория в Карачаево-Черкессии, в бассейне реки Кубань на Северном Кавказе. Отсюда по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 60 км до побережья Черного моря. Географическое положение Домбая: около 43° северной широты.
Это уникальный,
самый красивый горный курорт России. Поселок Домбай находится на
территории Тебердинского заповедника, на высоте 1600 м над уровнем
моря. Благодаря красоте снежных вершин, могучим лесам, чистому
воздуху и минеральным источникам, Домбай стал одним из
привлекательнейших мест для зимнего отдыха в России. Соединение трех главных ущелий Домбая - Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена - образует естественный центр территории – живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1600 м над уровнем моря. По четвертому, расположенному севернее, крупному ущелью Гоначхир проходит через Клухорский перевал древний торговый путь, ведущий от степей и предгорий Северного Кавказа в черноморскую Абхазию. Горнолыжный курорт Домбай имеет около 20 км подготовленных горнолыжных трасс и комплекс горнолыжных подъемников. Маятниковая канатная дорога, 5 кресельных канатных дорог (одна из которых "югославская"), бугельные подъемники. Спуск с горы Мусса-Ачитара начинается с высоты 3002 м. Перепад высот составляет около 500 м. Мягкий климат, обилие солнца, умеренная влажность и замечательная природа создали Домбаю заслуженную славу прекрасного горного курорта. Голубые ледники и яркие ковры субальпийских лугов, пенные водопады и бирюза озер, причудливые скалы и звонкие ручьи создают неповторимый облик этого уголка нашей огромной страны.
Сезон:
середина декабря - начало апреля.
Заснеживание:
отсутствует. На курорте действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, маятниково-канатная дорога, сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара (3012 м) можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить запросы как опытных, так и начинающих горнолыжников. Подъемники (в рублях, горнолыжники/туристы) Кресельная канатная дорога: 1-я очередь (1636-1751 м) — 100 руб., 3-я очередь (1719-2266 м) — 100 руб., 4-я очередь (2266-2500 м)— 100 руб., 5-я очередь (2500-3002 м) — 100 руб., "Югославка" (2550-2980 м) – 100 руб., Скидка для детей до 12 лет — 50%. Маятниковая канатная дорога (1630-2266 м): один подъем - 200 для взрослых, 100 - для детей до 10 лет. Абонемент на гондолу: гондола (1590-2270 метров) – 200 руб., шестикреселка (2270-3035 метров) – 200 руб..
Новая канатная дорога будет построена в популярном горнолыжном курортном комплексе Домбай. Об этом сообщили в аппарате правительства Карачаево-Черкесии. Дорога продлит уже существующие домбайские воздушные трассы до вершины горы Мусса-Ачитара на высоту 3200 м над уровнем моря. Домбай обрамляют вековые ледники Главного Кавказского хребта. В отличие от равнинных долин, снега на верхних этажах Муссы-Ачитара начинают таять не весной, а лишь c установлением южного летнего зноя. Потому прокладываемая сюда канатная дорога - сюрприз для любителей горнолыжного спорта. С ее пуском кататься на лыжах здесь можно будет на два месяца дольше. С вершины горы Мусса-Ачитара открывается замечательная панорама Главного Кавказского хребта. От далекой Гвандры на востоке до Кaра-Кая на западе, хорошо просматриваются вершины, окружающие Домбайскую поляну, виден Эльбрус. Главный Кавказский хребет здесь - непрерывная зубчатая стена. Он расчленен широкими седловинами на отдельные массивы с вершинами: Малый Домбай-Ульген (3800 м.), Домбай-Ульген (4046 м). Расположенный левее Чучхурский перевал соединяет массив Домбай-Ульген с горой Мусса-Ачитара. Река Чучхур, питающаяся от 3 ледников (самый крупный Чучхурский), спадает с него чрезвычайно красивым, могучим водопадом. Далее прямо перед нами возвышается пик Ине (игла). Его высота - 3455 м. За этим пиком виден сложный рельеф многовершинного массива Джугутурлючат (3896 м). В переводе его название означает - «место обитания туров» или «турово пастбище». С массива спадает ледник Джугутурлучат, а также небольшой водопад, такой близкий и одновременно далекий. Далее виден огромный трехвершинный массив Аманауза (3757 м). От Аксаута виден снежный купол вершины Суфруджу (3600 м.) К северу от неё отходит короткий отрог, переходящий в скальный массив, увенчанный вершиной в виде черного рога, известный под названием Зуба Суфруджу (3600 м). Над Домбайской поляной доминирует красавица Белалакая - эффектная вершина с белым поясом по центру (там выступают кварцевые отложения), название которой происходит от слов "бели" - пояс, "ала" - пестрый, яркий и "кая" - скала; в переводе "Скала с белыми (яркими) полосами". Эта гора своеобразный символ Домбая. Затем виден пик Кап (3400 м), черная башня Алибек-баши (3782 м.) и вершина Эрцог (3867 м). Замыкает Домбайскую поляну с запада гора Сулахат (3439 м.), напоминающая своим контуром лежащую женщину. С севера на востоке Домбайская поляна ограничена массивом Семенов-Баши, вершина высотой 3608 м., а западе - массивом Мусса-Ачитара. В подкове вершин Джаловчат, Эрцог, Алибек-Баши и пика Кап расположен ледник Алибек - самый большой в районе Домбая. Его протяженность - более 4 км, площадь - 9,75 кв.км. Водораздельный хребет пересекают несколько горных перевалов: Птышский, Суфруджинский, Аманаузкий и др. Они труднопроходимы, лежат выше 3-3,5 тысяч метров над уровнем моря. Исключение составляет легкопреодолимый Клухорский перевал.
Маятниковоая Канатная Дорога (1630-2260 метров). Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2260 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути — 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, недалеко от гостиницы «ММЦ Горные Вершины». «Гондольная дорога» (1590-2270-3035 метров). В начале июля 2004 года было начато строительство дороги. В 2007 году, 16 декабря, состоялась сдача объекта в эксплуатацию. Первая станция стоит рядом с недостроеной гостиницей «Аманауз» и поднимает лыжников на высоту 2270 м. (рядом со второй станцией МКД), далее, на шестикресельной канатке поднимает на высоту 3035 метров (выше пятой станции ККД).
«Лягушатник». Внизу, непосредственно рядом с гостиницей «Крокус» — бугельный подъемник, склон для новичков 300 м. — Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ — функции чисто транспортные, поскольку на этом участке можно кататься только в очень снежную зиму, или для самостоятельного (минуя канатки) возврата на Домбайскую поляну из зоны горнолыжного катания ( 4-я и 5-я канатки) — здесь долгий пологий спуск по узкой тропинке в лесу. — Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Мусcа. — Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги. Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. — уровень гостиницы Пик Ине) — нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй — плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания. — Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги — ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров — поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины г. Муса. Вдоль 4-й очереди можно кататься по дороге, которую регулярно обрабатывают ратраками, а в снежную зиму и вне трассы, но это рискованно — камни. В 1999 году вдоль и поперек четвертой креселки горнолыжники катали уже с середины ноября, а в 2000 г. только в конце зимы. Длина трассы здесь около 1 км. В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель — прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака. — Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусcы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 — 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона. Осенью 2002 года на станцию завезли дизель — резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих — штатно и безопасно. — «Югославская» (2550-2980 метров) — в начале 2000 года была восстановлена еще одна очередь парнокресельного подъемника, так называемая «Югославская». Сама она Итальянская, но строил ее Югославский подрядчик. Как только 1996 году начались война в Югославии бригада уехала на родину. Практически сразу после этого законсервирована. Позже местная администрация нашла средства для профилактики и запуска собственными силами. Стартует она метрах в 400 слева от «тусовочной» поляны на Муccе — чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте. Здесь в начале зимы 2002 г. поставили небольшое кафе. Ведет «Югославка» на то же самое плечо г. Мусcа, что и 5-я очередь. По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине основной трассы. Финишная станция этого подъемника — в 20 метрах ниже конечной станции 5-й креселки. В отличие от обитых деревом обычных кресел остальных канаток, кресла этой канатки более современные — пластмассовые, покрыты спец материалом, аккумулирующим солнечное тепло, так что садиться на эти кресла приятнее. Только будьте все же осторожнее при посадке — может дать по затылку опускающимся блокиратором-поручнем — такая штанга, страхующая Вас при поездке. — 3 бугельных подъемника около 100 м каждый, с поляны под Мусой обслуживают пологий склон для тренировок шириной метров 400 — «лягушатник». В этом «лягушатнике» обычно катание возможно с середины ноября — начала декабря. В 2002 году — с начала декабря. — «Швабры» — С поляны «тусовок» под Мусcой остро вверх уходит еще один подъемник — «швабры» — длиной около 300 м. Финиширует он примерно посередине «Югославки» — метров на 200-300 ниже промежуточной станции «Югославки». Вдоль «швабр» обычно не катаются — слишком каменисто.Этот подъемник используют в основном для траверса к «Югославке»: вверх «швабрами» и дальше — по трассе влево под «Югославкой» к ее старту.
|